• A-
    A+
  • Людям із порушенням зору
  • Українською
  • Русский
  • Стара версія
Aide mémoire
Опубліковано 06 березня 2014 року о 17:15

о нарушении Российской Федерацией императивных норм международного права (jus cogens)

1 марта 2014 года в 17.21 по киевскому времени Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации единогласно поддержал обращение Президента Российской Федерации В.В. Путина о введении «ограниченного военного контингента» вооруженных сил России на территорию Украины.

Это решение было принято в нарушение Устава ООН, Декларации о принципах международного права 1970 года, Хельсинского заключительного акта СБСЕ 1975 года, Договора о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Украиной 1997 года, а также целого ряда других международных договоров. В то же время демонстративный отказ Российской Федерации от предварительных консультаций с Украиной и государствами-гарантами ее территориальной целостности (Великобританией, США, Францией и Китаем) является показательным пренебрежением своими международно-правовыми обязательствами, закрепленными в Будапештском меморандуме 1994 года.

Этот правовой нигилизм подтверждается заявлением Президента Российской Федерации В.В.Путина, сделанным во время пресс-конференции 04 марта 2014 года. В частности, В.В. Путин заявил, что в результате событий последних нескольких месяцев на территории Украины возникло новое государство, в отношении которого Россия никаких обязывающих документов не подписывала.

Решение Совета Федерации ФС РФ о применении вооруженных сил на территории независимого суверенного государства, одного из основателей ООН, противоречит нормам международного права, касающихся ситуаций, когда защита прав и законных интересов собственных граждан, которые пребывают за пределами территории своего государства, допускают военное вмешательство государства их гражданства. Согласно Конституции Украины и соответствующих норм международного права Автономная Республика Крым является неотъемлемой частью Украины и одной из административно-территориальных единиц государства Украина. Подчеркиваем, что ни одна надлежащим образом уполномоченная национальная, иностранная или международная организация не заявляла о нарушении на территории Украины (в частности, в Автономной Республике Крым) прав человека, что требовало бы вмешательства какого-либо международного субъекта или международного сообщества. Таким образом, обращение самозваных руководителей одной из административных единиц Украины – Автономной Республики Крым – к российским властям с призывом предоставить военную помощь является противоправным, а любые решения, принятые на основании этого обращения, нелегитимны. Это подтверждается, в частности, установлением криминальной ответственности за публичные призывы к развязыванию войны как по законодательству Украины (статья 436 Уголовного кодекса Украины), так и по законодательству Российской Федерации (статья 354 Уголовного кодекса РФ).

Признаки этого же преступления явно присутствуют в так называемом Заявлении гражданина Украины В.Януковича к Президенту России В.В. Путину с просьбой использовать Вооруженные Силы Российской Федерации для восстановления законности, мира, правопорядка, стабильности и защиты населения Украины. Указанное Заявление прямо противоречит статье 85 Конституции Украины, согласно которой право принятия решения о допуске иностранных вооруженных сил на территорию Украины принадлежит исключительно Парламенту Украины.

Применяя принцип добросовестного толкования международных договоров, констатируем существенное нарушение положений Соглашения между Украиной и Российской Федерацией о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 8 августа 1997 года, в частности пункта 1 статьи 6, где определено, что воинские формирования Черноморского флота РФ «осуществляют свою деятельность в местах дислокации в соответствии с законодательством Российской Федерации, уважают суверенитет Украины, соблюдают ее законодательство и не допускают вмешательства во внутренние дела Украины». Нарушен также и пункт 2 статьи 8, в соответствии с которым воинские формирования Черноморского флота РФ «проводят учения и другие мероприятия боевой и оперативной подготовки в пределах учебных центров, полигонов, позиционных районов и районов рассредоточения, стрельбищ и, кроме запретных зон, в отведенных зонах воздушного пространства по согласованию с компетентными органами Украины». Такого согласования с компетентными органами Украины со стороны соответствующих органов РФ не было. Однако российские военные (о своем гражданстве они сообщили СМИ) покинули места своей дислокации в нарушение норм Соглашения.

Принимая во внимание изложенное, действия Российской Федерации являются актом агрессии, то есть международным преступлением. Напоминаем, что международное право предусматривает особый режим международной ответственности государства, которое нарушает императивные нормы общего международного права, а лица, виновные в совершении преступления агрессии, несут индивидуальную уголовную ответственность по международному праву.

Таким образом, действия Российской Федерации создают правовые основания для реализации Украиной своего неотъемлемого права на индивидуальную и коллективную самооборону, которое закреплено в статье 51 Устава ООН, в том числе, обращение к другим государствам, структурам для отражения внешней агрессии. Принимая во внимание многочисленные нарушения Российской Федерацией многосторонних и двусторонних договоров, Украина также имеет право остановить выполнение любых своих обязательств по двусторонним договорам с Россией, в частности относительно временного размещения Черноморского Флота Российской Федерации на территории Украины.

Пренебрежение Российской Федерацией основными принципами международного права неизбежно приведет к серьезным политическим, экономическим, военным потерям в условиях современного глобального мира, к дестабилизации ситуации не только в Восточной Европе, но и внутри России. Использование Россией как повода к военной агрессии несуществующие и неподтвержденные нарушения коллективных прав населения определенного региона или регионов Украины в будущем с большой вероятностью станет прецедентом для аналогичного военного вмешательства во внутренние дела других государств со стороны многонациональной Российской Федерации и может быть использовано другими государствами для вмешательства во внутренние дела России и поддержки сепаратистских движений в ее отдельных регионах.

Политика Российской Федерации по отношению к Украине разрушает не только двустороннюю международно-правовую базу. Она угрожает общей системе международного права.

Международное право есть и остается инструментом мирного разрешения споров между государствами. Любое вмешательство одного государства во внутренние дела другого является недопустимым и должно быть осуждено международным сообществом.

Еще раз подчеркиваем, что своими действиями Российская Федерация нарушила императивные нормы общего международного права (jus cogens), которые принимаются и признаются международным сообществом государств в целом как нормы, отклонение от которых недопустимо (статья 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года). Нормы jus cogens есть критериями для определения законности других норм и фундаментом международного правопорядка. Таким образом, заявление Президента Российской Федерации В.В.Путина о непризнании Правительства Украины противоречат международному праву.

Исходя из того, что нарушение Российской Федерацией норм jus cogens есть прямым посягательством на интересы мирового сообщества в целом, это создает для государств обязанность не допустить их безнаказанность как obligatio erga omnes (обязанность перед всеми). При этом, осуществление преступления агрессии несет за собой криминальную ответственность определенных должностных лиц государства-агрессора.

 

 6 марта 2014 года

Outdated Browser
Для комфортної роботи в Мережі потрібен сучасний браузер. Тут можна знайти останні версії.
Outdated Browser
Цей сайт призначений для комп'ютерів, але
ви можете вільно користуватися ним.
67.15%
людей використовує
цей браузер
Google Chrome
Доступно для
  • Windows
  • Mac OS
  • Linux
9.6%
людей використовує
цей браузер
Mozilla Firefox
Доступно для
  • Windows
  • Mac OS
  • Linux
4.5%
людей використовує
цей браузер
Microsoft Edge
Доступно для
  • Windows
  • Mac OS
3.15%
людей використовує
цей браузер
Доступно для
  • Windows
  • Mac OS
  • Linux